Сорт вагонки
Согласно ГОСТ 2695-83, вагонка имеет 3 сорта: сорт А, сорт Б и сорт В.
Каждый строительный материал имеет какую-то классификацию – деление по ряду технических характеристик, совокупность которых определяет целесообразность его использования для решения каких-то частных конкретных задач. Фанера в этом плане не является исключением – в настоящее время производится довольно много ее разновидностей и разные виды используются в разных целях. Чтобы определить, какой именно тип фанеры нужен в конкретном случае, нужно знать основные критерии, по которым она классифицируется.
Самый первый признак, по которому этот материал делится на разные виды – порода древесины, которая использовалась при нарезке шпона. В основном его производство осуществляется из березы или из хвойных пород – пихта, сосна, ель. На практике часто применяются оба сорта, тогда тип фанеры определяется по материалу ее лицевых слоев. Так, если сердцевина сделана из хвойных пород, но снаружи она облицована слоями из березы, то такая фанера будет называться березовой. Поскольку древесина березы в сравнении с хвойными породами является относительно дорогой, то большую часть фанеры, производимой у нас в стране, составляет фанера хвойная, а большинство березовой имеет именно такую структуру – середина у нее делается из шпона, нарезанного из сосны или ели.
В некоторых случаях для повышения эстетических свойств изделия наружные слои делаются из более благородных пород дерева – например, из кедра. Такая продукция используется сугубо в декоративных целях, она идет на изготовление мебели и применяется во внутренней отделке помещений.
Второй критерий – количество слоев шпона. Оно начинается с трех, при этом оно всегда нечетное. Это объясняется особенностями производства фанеры – для увеличения механической прочности листа направление волокон листов шпона при укладке чередуется, а нечетность позволяет сохранять одинаковый внешний вид с обеих сторон. Исключение составляет четырехслойная – у нее направление волокон двух внутренних слоев совпадает, а наружные укладываются перпендикулярно внутренним. На заводах по производству фанеры необходимая толщина фанеры достигается только соединением нужного количества слоёв шпона.
Третий важный критерий – пропитка или клей. Крепкая износостойкая фанера получается в результате использования клеящего состава на основе формальдегидных смол. Это фанера ФСФ, цена которой относительно невысока, что делает ее очень популярным материалом в строительной сфере. Фанера ФК пропитывается карбамидным клеем. Она имеет меньшую влагостойкость, чем ФСФ, что ограничивает возможности ее применения для наружных работ, но она более экологична, что позволяет использовать ее при внутренней отделке. Заметим, что фанера ФК также немного дешевле фанеры марки ФСФ. Есть еще множество видов пропитки, предназначенных для создания фанеры, эксплуатируемой в условиях жесткого климата или повышенной влажности, но эти две являются самыми популярными.
Согласно ГОСТ 2695-83, вагонка имеет 3 сорта: сорт А, сорт Б и сорт В.
Фанера подразделяют на березовую и хвойную, в зависимости от того, какая древесина используется для изготовления наружных слоев.
Ориентировочные данные о весе листов берёзовой фанеры различной толщины